Постановление Исполкома ФНПР N 4 - 3 от 28 августа 2002 г.
«Об организации и проведении единой переговорной кампании»

    Исполнительный комитет ФНПР отмечает, что социальное партнерство в России стало важнейшей составляющей государственной политики, создана определенная законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех(двух)сторонние комиссии.
   Накоплен опыт заключения Генерального соглашения, отраслевых тарифных, региональных соглашений, коллективных договоров. В настоящее время социально-трудовые отношения, помимо законодательных норм, регулируются нормами и положениями около 140 отраслевых и региональных соглашений, более 175,5 тысяч коллективных договоров.
    В течение последних лет сократилось с 42 до 24,7 процентов число первичных профсоюзных организаций, не заключающих коллективные договоры.
    Сегодня наиболее актуальным становится вопрос не только о целесообразности заключения соглашений и коллективных договоров на предприятиях, но и о их качестве и эффективности всей переговорной работы профсоюзов.
   Исполком ФНПР считает объективной необходимостью создание целостной коллективно-договорной кампании, позволяющей выстроить четкую систему, направленную на обеспечение эффективной защиты прав и интересов наемных работников и увязанную по единым срокам заключения соглашений и коллективных договоров, единым требованиям, выдвигаемым профсоюзами в период ее проведения, и единым действиям, предпринимаемым в поддержку выдвигаемых профсоюзами требований.

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Принять к сведению информацию об итогах коллективно-договорной кампании 2001 года .
2. Одобрить Рекомендации по применению положений Трудового кодекса Российской Федерации в коллективно-договорной кампании.
3. Принять за основу предложения по формированию системы «Единая переговорная кампания». Членским организациям ФНПР до 20 сентября 2002 года представить свои замечания и предложения по конкретным положениям системы. Доработанный с учетом замечаний и предложений членских организаций ФНПР проект системы «Единая переговорная кампания» внести на рассмотрение очередного заседания Генерального Совета ФНПР.
4. Материалы Исполкома ФНПР по данному вопросу направить членским организациям ФНПР, опубликовать в профсоюзных средствах массовой информации, разместить на официальном сайте ФНПР в Интернете (www.fnpr.ru).

 

Основные принципы,система единой переговорной кампании

Введение

       ФНПР неоднократно поднимался вопрос о необходимости упорядочения коллективно-переговорного процесса, предпринимались попытки выстроить четкую взаимосвязь между соглашениями разного уровня и коллективными договорами, более эффективно использовать возможности правовой, информационной, солидарной поддержки.
      Отсутствие единых подходов, технологий ведения переговоров, «размытость» их по срокам не позволяли профсоюзам в полной мере использовать имеющиеся экономические возможности для обеспечения прав и интересов наемных работников. Более того, в ряд соглашений и коллективных договоров включались нормы ниже установленных трудовым законодательством.
    Вступивший с силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации повысил значимость коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, передав в эту систему многие вопросы социально-трудовой сферы. С другой стороны Кодекс предоставил дополнительные возможности по повышению эффективности этого процесса и созданию целостной системы коллективно-договорной кампании.
    В сентябре 1996 года Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР определил, что основным результатом всей деятельности профкома на предприятии является заключенный коллективный договор. В противном случае – первичная профсоюзная организация не выполнила свою основную задачу и работник лишен возможности прибегнуть к коллективной защите своих прав.
    Сегодня рассматривается вопрос не о целесообразности заключения соглашений и коллективного договоров на предприятиях, где имеется первичная профсоюзная организация, а об эффективности всей переговорной работы профсоюзов.
    Анализ практики заключения коллективных договоров и соглашений, накопленной профсоюзами за прошедшие годы, позволяет выработать единые подходы к срокам, требованиям и методам коллективных переговоров, согласованным действиям всех уровней профсоюзной структуры.
Основной смысл единой переговорной кампании заключается в реализации трех составляющих:
- единых сроков;
- единых требований;
- единых действий.
Система «Единая переговорная кампания» не рассматривается как нечто статичное. Уровень требований, сроки ведения переговоров должны всегда соответствовать той экономической и политической ситуации, в которой они будут проводиться.


Раздел 1. Развитие системы социального партнерства в России

   О социальном партнерстве, как о признанном в цивилизованных странах мира механизме достижения оптимального баланса интересов работников, работодателей и общества в целом, посредством проведения взаимных консультаций, совместной выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в России заговорили более 10 лет назад.
За прошедшие годы:
· социальное партнерство возведено в разряд официальной идеологии – Конституция страны, определив Российскую Федерацию социальным государством, закрепила право граждан участвовать в управлении государством, предприятием и принимать непосредственное участие в определении направлений социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений;
· создана законодательная база в виде законов “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” и ряда других нормативных актов. Уточнивший положения этих законов, Трудовой кодекс Российской Федерации впервые представил официальное определение социального партнерства:
   «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.»;
· для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения, организации контроля за выполнением соглашений на всех уровнях на равноправной основе сформированы трех(двух)сторонние комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти;
· накоплен определенный опыт заключения Генерального соглашения, отраслевых тарифных, региональных соглашений, коллективных договоров. В настоящее время социально-трудовые отношения, помимо законодательных норм, регулируются нормами и положениями около 140 отраслевых и региональных соглашений, более 175,5 тысяч коллективных договоров.
Сами цифры говорят о признании профсоюзами социального партнерства в качестве цивилизованного механизма достижения оптимального баланса интересов работников, работодателей и общества в целом.
    Эффективность двух-трехстороннего сотрудничества характеризуется не только наличием сторон (законодательно в качестве сторон партнерских отношений определены профсоюзы, работодатели, Правительство), но и готовностью всех трех сторон в полной мере следовать отношениям, основанным на принципах социального партнерства.


Государство в системе социального партнерства
Роль, которую возлагает на себя государство в такой период, крайне ощутима для партнеров, как для работодателей, так и для наемных работников, сколько бы не заявлялось об абсолютной самостоятельности участников диалога.
В соответствии с законодательством государство в системе социального партнерства представляют органы исполнительной власти, в функции которых входит:
- формирование социальной и экономической политики;
- гарантирование соблюдения законодательных норм, интересов населения и общества в целом.
Одновременно исполнительная власть осуществляет управление значительной частью государственной собственности и выступает в качестве работодателя в отношении государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Не менее важной функцией исполнительной власти является развитие и повышение эффективности социального партнерства, конечным результатом которого должны стать:
- эффективная экономика;
- социально устойчивое общество;
- стабильное развитие человеческого потенциала страны.
Усилия, которые сегодня предпринимает исполнительная власть, для достижения этих целей, явно недостаточно.

Работодатели в системе социального партнерства
   До настоящего времени не решена проблема представления предпринимателей в качестве работодателей в системе социального партнерства.
Понятие «работодатель» непосредственно для организаций определено законодательством. Оно достаточно для ведения переговоров на предприятиях внебюджетного сектора экономики, но представляет некоторые сложности для ведения переговоров в организациях, финансируемых из бюджетов.
   Становление социального партнерства на уровне отраслей, регионов происходит с одновременным, а часто и запаздывающим, формированием работодателей как стороны партнерских отношений.
В условиях низкого уровня стоимости рабочей силы в стране, наличия масштабной безработицы, возможности широкомасштабного использования незаконных трудовых отношений, многие работодатели не проявляют большой заинтересованности в объединении для регулирования своих отношений с государством и наемными работниками в регионах и отраслях.
   Во многом под давлением профсоюзов, созданы союзы лесопромышленников, машиностроителей, химиков, углепромышленников, нефтегазопромышленников, металлургов, строителей.
До настоящего времени в качестве объединений хозяйствующих субъектов, имеющих среди уставных целей регулирование трудовых отношений выступали:
- некоммерческие союзы и ассоциации промышленников и предпринимателей, действующие на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
- российские акционерные общества отраслевого характера, органам управления которых предприятия и дочерние общества доверили представлять их интересы как работодателей;
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ее региональные отделения;
- структуры органов исполнительной власти, осуществляющих функцию работодателя.
В составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторону работодателей представляет 26 объединений. Восемь из них являются российскими акционерными обществами, коммерческими ассоциациями отраслевого характера, остальные - некоммерческими объединениями. В составе комиссии есть и представители Торгово–промышленной палаты Российской Федерации.
    В то же время объединение работодателей и их участие в системе социального партнерства остается одним из наиболее проблемных вопросов из-за:
- недостаточной представительности в соответствующих объединениях;
- легитимности самих объединений;
- выступления в качестве стороны работодателей (на отраслевом уровне) министерств, не обладающих соответствующими функциями.

Профсоюзы в системе социального партнерства
   IV съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, прошедший в ноябре 2001 года, определил социальное партнерство одним из основополагающих принципов действия профсоюзов.
Одним из важных факторов эффективности коллективно – договорного регулирования трудовых отношений является представительность того или иного профсоюза, объединения профсоюзов, развитость их организационных структур, независимый от работодателей и государства характер деятельности, активность в защите прав работников.
   Профсоюзы России являются наиболее заинтересованной и последовательной стороной социального партнёрства, инициатором практически всех переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.
· Коллективные договора заключены на 75,3 процентах предприятий, в которых функционируют первичные профсоюзные организации ФНПР. Это, в основном – крупные и средние предприятия, имеющие сложившиеся партнерские отношения профкома и руководства предприятий. Остается довольно большим поле, не охваченное коллективно-договорным регулированием – частные, мелкие предприятия, вновь создаваемые акционерные общества, где работники не проявляют инициативы по созданию первичной профсоюзной организации и не проводится достаточной агитационной работы действующей профсоюзной системы.
На таких предприятиях отмечено наибольшее число нарушений трудового законодательства. Подобное положение опасно не только для отдельной организации и отдельных работников, оно опасно для всего профсоюзного движения.
    Отсутствие коллективных переговоров и договоров позволяет как работодателям, так и представителям исполнительных и законодательных властей заявлять о возможности соблюдения социальной справедливости и интересов работников через индивидуальные трудовые отношения, при которых не нужны посредники, т.е. профсоюзы.
·   Практика показала, что профсоюзы оказались не в полной мере готовы к использованию методов и принципов социального партнерства для защиты интересов наемных работников. Прошлый опыт, доверие к законам и официальным декларациям затормозили процесс формирования тактики поведения в процессе переговоров.
Недостаточно уделяется внимания подготовке обоснований своих требований, использованию ресурсов солидарной поддержки и методов коллективного воздействия на работодателей (пикеты, митинги, забастовки).
Не принимается во внимание значимость гласности переговоров, информированности членов профсоюзов о процессе переговоров, формирования общественного мнения.


Раздел 2. Единые сроки коллективно-договорной кампании

Сроки проведения переговорной кампании обусловлены:
- нормами действующего законодательства;
- сроком подготовки и принятия тех или иных законодательных и правовых документов как федерального, так и - -- регионального уровня (например, принятие бюджета на очередной финансовый год);
- сроками формирования статистической отчетности и отчетности о финансовой деятельности предприятия;
- необходимостью согласования положений соглашений различного уровня и коллективных договоров.
Единые сроки подразумевают не проведение переговоров на всех уровнях в одно и то же время, а непрерывную последовательность переговоров, поскольку завершение переговоров на одном уровне, как правило, дает начало им на другом. При этом ход и результаты переговоров на каждом из уровней значимы не только для этого уровня, но и для всех, определяют позиции в переговорах профсоюзов в целом.
Если соглашение или коллективный договор заключены на срок более одного года, переговоры по их изменению и дополнению, необходимость которых вызвана изменением законодательства или решениями исполнительной власти, проводятся практически в те же сроки, что и основные переговоры.
Если необходимость изменения соглашений и коллективных договоров вызвана специфической ситуацией, складывающейся на соответствующем уровне, то переговоры могут быть проведены по мере необходимости.


В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключаются:
На федеральном уровне:
Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, основные направления и механизмы реализации социально-экономической политики в стране на период не более трех лет. В соответствии со ст. 47 Трудового кодекса Генеральное соглашение должно заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей. Та же ст.47 Трудового кодекса гласит, что отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться в те же сроки, что и Генеральное соглашение, т.е. до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации:
Региональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъектов Федерации. Срок их заключения определен ст. 47 Трудового кодекса – до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей, функционирующих в регионе. Срок их заключения корреспондируется со сроками подписания отраслевого, заключаемого на федеральном уровне, и регионального соглашений.
На уровне административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации:
Территориальные соглашения, устанавливающие общие условия труда, а также трудовые гарантии и льготы работникам, связанные с территориальными особенностями города, района, административно-территориального образования. Срок их заключения также определен ст. 47 Трудового кодекса – до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей на территории соответствующего муниципального образования. Срок их заключения зависит от сроков подписания всех вышестоящих соглашений.
На уровне предприятий:
Коллективные договоры, устанавливающие конкретные нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников предприятий. Срок их заключения также определяется в зависимости от сроков заключения всех вышестоящих соглашений.

Последовательность работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров
Апрель – май.
Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющие основные направления социально-экономической и бюджетной политики на будущий финансовый год, являются стартом для Правительства страны по проведению оценки и разработке прогноза развития экономики страны и социальных процессов, определения комплекса мер по реализации Посланий Президента и формирования проекта федерального бюджета государства на следующий финансовый год. Сроки направления послания определены Бюджетным кодексом Российской Федерации – не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Одновременно начинается работа профсоюзов над проектом Генерального соглашения. Проводится профсоюзный анализ прогнозных показателей, рассчитанных министерствами и ведомствами Правительства по уровню зарплаты, доходов населения, инфляции, безработицы, количеству новых рабочих мест, создаваемых в отраслях экономики, развитию социальной сферы и другим социально-экономическим показателям, оценивается их взаимосвязанность, дается оценка эффективности предлагаемых направлений финансовых ресурсов.
Определяется концепция будущего соглашения. Формируется пакет предложений профсоюзов, после официального представления которого (уведомления) в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений начинаются трехсторонние переговоры по установленной законодательством и социальными партнерами процедуре.
В это же время отраслевые профсоюзы и региональные профцентры приступают к аналогичной работе на своих уровнях. При этом определяются общие требования и уровень их возможной реализации:
непосредственно через отраслевое или региональное соглашение;
либо через Генеральное соглашение.
Особую значимость приобретает анализ уровня социальных бюджетных направлений, переданных в компетенцию регионов.
Июнь – июль.
Продолжаются переговоры по согласованию положений Генерального, региональных, отраслевых (организации которых финансируются из федерального бюджета) соглашений.
Проводится экспертиза предложений, поступивших от сторон работодателей и Правительства (федерального или субъекта Российской Федерации), осуществляется выработка профсоюзной стороной комиссии по переговорам аргументов против положений, ущемляющих интересы наемных работников.
При условии заключения Генерального, региональных соглашений на срок более одного года анализируется ход выполнения соглашений в течение I полугодия, после рассмотрения которого на заседании коллегиального органа профсоюзов принимается решение о вступлении в переговоры по изменению и дополнению Соглашения. Механизм ведения переговоров по изменению соглашения идентичен переговорам по его проекту.
Ведут переговоры по подготовке и заключению отраслевых тарифных соглашений, а также по внесению в отраслевые соглашения изменений и дополнений (если соглашения заключены на 2-3 года) отраслевые профсоюзы работников внебюджетного сектора экономики. Общие отраслевые требования и предложения уточняются после подведения итогов работы соответствующей отрасли в I полугодии.
Август – сентябрь.
Окончание переговоров по проектам Генерального, региональных, отраслевых (организации которых финансируются из федерального бюджета) соглашений.
Принятие изменений и дополнений в действующие соглашения.
Октябрь – ноябрь.
Окончание переговоров и подписание отраслевых соглашений по внебюджетному сектору экономики.
Начало коллективно-договорной кампании в организациях всех сфер деятельности. При этом нормы соглашений более высокого уровня являются обязательными минимальными гарантиями всей переговорной кампании на уровне организаций.
Проводится профсоюзный анализ деятельности предприятия за 6-9 месяцев, оценивается информация об устойчивости организации на рынке выпускаемой продукции, ее финансовом состоянии, сформированный портфель заказов предприятия на следующий год и т.д.
Ведутся переговоры по содержанию коллективных договоров.
С 1 февраля 2002 года законодательно регламентирован период переговоров по подготовке коллективного договора – при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ст.40 Трудового кодекса).
Декабрь – январь следующего года.
Заключение коллективных договоров. Внесение изменений и дополнений в действующие колдоговоры.
Весь период подготовки и ведения переговоров по проектам коллективных договоров вся деятельность всех профсоюзных структур должна быть ориентирована на успешное проведение этой кампании.


Раздел 3. Организация переговорного процесса

Независимо от уровня переговоров кампания по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров требует ряд обязательный действий. В их числе:
- проверка легитимности стороны работодателей (объединений работодателей);
- формирование профсоюзной стороны переговоров (в случае наличия на соответствующем уровне других профсоюзов и/или их объединений);
- предложение социальным партнерам о начале переговоров и согласование порядка ведения переговоров, разработки и заключения соглашения (коллективного договора);
- выработка стратегии переговоров;
- подготовка профсоюзных переговорщиков.

Проверка легитимности стороны работодателей
Сложившаяся ситуация с юридическим статусом объединения работодателей на любом уровне (отраслевом, региональном) требует от профсоюзов особого внимания к организациям работодателей, с которыми они намерены вступить в переговоры.
Профсоюзы должны располагать полной информацией о составе данных объединений, количестве работников отрасли (региона), состоящих в трудовых отношениях с работодателями, входящими в объединение.
Необходим изучение уставов объединений работодателей, с которыми предполагается вступить в переговоры, на предмет наличия в качестве целей положений об участии в системе социального партнерства, проведении коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществлению контроля за их выполнением, а также порядка наделения представителей объединения полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений и на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора представителями работодателя являются руководитель организаций или уполномоченные им лица. Это означает, что перед началом переговоров необходимо удостовериться в наличии соответствующих локальных актов (конечно, если это не предусмотрено учредительными документами организации), уполномочивающих персонально конкретное лицо представлять работодателя.

Формирование профсоюзной стороны переговоров
На федеральном, отраслевом уровнях, в ряде организаций осуществляют свою деятельность несколько профсоюзов и их объединений, в организациях – первичных профсоюзных организаций. В соответствии с законодательством, каждому из них предоставлено право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных. переговоров от имени объединяемых ими членов профсоюза или представляемых работников. Причем формирование этого единого органа осуществляется на принципах пропорционального представительства, зависящего от численности членов профсоюза.
Следовательно, каждому профсоюзу (объединению профсоюзов), первичной профсоюзной организации надо доказать свою легитимность и представительность. Наиболее корректный способ – представить друг другу данные о регистрации, структуре, численности, которые можно проверить.
Достоверное подтверждение данных внутрипрофсоюзного статистического учета количества членов профсоюзов на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли или территории подтверждается документами, основанными на ведущемся в организациях бухгалтерском учете безналичного перечисления членских профсоюзных взносов по заявлениям работников – членов профсоюза, либо по представленным соответствующим профорганом ведомостям уплаты членских профсоюзных взносов.
Целесообразно установить для всех участников коллективных переговоров (профсоюзной стороны) единый порядок определения количества членов профсоюзов в общероссийских, межрегиональных профсоюзах и их объединениях, предусматривающий представление данных на основании установленного соответствующими коллегиальными профорганами документального статистического учета профсоюзного членства на всех уровнях профсоюзных структур.
Целесообразно распространить порядок, действующий в ФНПР: в соответствии с Уставом ФНПР, ее членские организации (общероссийские, межрегиональные профсоюзы, территориальные объединения организаций профсоюзов) ежегодно представляют данные о численности объединяемых членов профсоюзов в соответствии с утвержденными Исполкомом ФНПР едиными формами сводной статистической отчетности по профсоюзному членству и профсоюзным органам.
При отсутствии договоренности о создании такого единого представительного органа (на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории) право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.
На уровне предприятия, если такой орган не создан в течение пяти дней с момента начала коллективных переговоров (началом переговоров согласно ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» считается дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей), представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Предложение социальным партнерам о начале переговоров и согласование порядка ведения переговоров, разработки и заключения соглашения (коллективного договора)
Официальным стартом процесса ведения переговоров является письменное предложение, направленное социальным партнерам. Целесообразно к этому письму приложить предложения профсоюзов к проекту соглашения (колдоговора).
Законодательство установило срок – семь дней, в течение которых переговоры должны начаться.
Большой ошибкой первичных профсоюзных организаций сегодня, является ожидание инициативы работодателя по разработке проекта коллективного договора. Выходить на переговоры необходимо в любом случае. Профсоюзные организации должны научиться сами разрабатывать проект колдоговора и выходить с инициативой переговоров к работодателю.
Практика показала, что, в основном, отказываются от заключения колдоговора работодатели акционерных обществ. Следует иметь в виду, что работники, имеющие акции акционерного общества, но продолжающие работать по найму, обладают тем же объемом прав, как и работники, не имеющие акций. Уставы акционерных обществ регулируют отношения собственности, вопросы управления ею, права и обязанности управленческого персонала, которому передано право управления, и не регулируют трудовые отношения остальных работников.
Непосредственно коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора, соглашений на всех уровнях проходят в рамках трех(двух)сторонние комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, действующих на всех уровнях.


На федеральном уровне – постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».


На региональном уровне – постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с соответствующими региональными законами.


На территориальном уровне создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положениями, утверждаемыми в согласованном со сторонами порядке.


На отраслевом уровне образуются двух(трех)сторонние комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.


На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора.


Для успешного прохождения переговоров разрабатывается порядок ведения переговоров и заключения соглашения (коллективного договора), который включает:
количество полномочных представителей в комиссии по переговорам от каждой из сторон;
возможность приглашения экспертов;
график проведения переговорного процесса — сроки начала и окончания переговоров;
место проведения переговоров;
порядок подписания соглашения (коллективного договора).

Выработка стратегии переговоров
Для успешного прохождения переговоров профсоюзам целесообразно разработать сценарий ведения переговоров.
Наиболее желательный такой стиль ведения переговоров, при котором наряду с высоким уровнем давления на противоположную сторону и решительностью в достижении своих целей проявляется высокий уровень готовности к сотрудничеству при поиске решений, приемлемых для обеих сторон.
Не менее важным является сплоченность и дисциплина самой профсоюзной стороны.
Нужна четкая аргументация выдвигаемых требований. После выдвижения требований представителям профсоюзной команды необходимо разработать веские аргументы в их поддержку, а также промоделировать возможные контраргументы представителей работодателя и попытаться опровергнуть их. Следует помнить, что работодатель постарается воспользоваться малейшей неувязкой в доводах профсоюзов, чтобы опровергнуть их и ослабить позицию профсоюзной стороны.
Профсоюзной стороне целесообразно перед началом переговоров определиться по максимальным и минимальным границам выдвигаемых требований. Следует иметь в виду, что верхняя “планка” требований должна быть достаточно высока, чтобы при ее снижении в ходе “торговли” за столом переговоров результаты оставались удовлетворительными для профсоюза.
Как правило, переговоры не начинают с экономических вопросов, касающихся финансовых затрат, ибо это может сразу завести переговоры в тупик. Необходимо просчитать возможные варианты, через которые можно реализовать свои требования, вместо лобового требования.
Перед началом переговоров профсоюзным представителям также желательно проранжировать выдвигаемые требования по трем категориям:
1. за принятие которых надо бороться до конца;
2. по которым можно пойти на компромисс;
3. в данный момент не первостепенные, но могут быть использованы в качестве “разменной” монеты за столом переговоров.

Подготовка профсоюзных переговорщиков
Главная составляющая успеха в переговорной кампании – это подбор переговорщиков, выработка серьезных обоснований требований, а также правильная оценка предложений предпринимателей.
К сожалению, практика показала частое отсутствие в стороне единого понимания проблемы, своего интереса, знания предмета, гибкости переговоров. Уступки работодателю будут постоянны, если у переговорной команды не будет достаточной грамотности. Не зная предмет, вести переговоры невозможно.
Возрастает необходимость ведения цивилизованных переговоров, причем и со стороны профсоюзов и со стороны работодателей в них должны участвовать квалифицированные специалисты, умеющие аргументировано доказывать свою правоту.
Следовательно, надо готовить переговорщиков, учить их формам и методам ведения квалифицированных переговоров, разъяснять принципы договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Предстоит разработать систему обучения профсоюзных переговорщиков по вопросам проведения переговоров по разработке и заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Конкретные мероприятия по подготовке профсоюзных переговорщиков должны быть включены в ежегодные и перспективные учебные планы профсоюзных учебных заведений, зональных учебно-методических центров, при проведении научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» в сроки, увязанные с этапами проведения единой переговорной кампании.


Раздел 4. Единые требования профсоюзов

Важнейшей составляющей стратегии переговорной кампании должно быть сосредоточение усилий всех звеньев профсоюзов на выдвижении общих требований по основным показателям, определяющим качество и уровень жизни работников и их семей. Сегодня нет федерального закона о государственных социальных стандартах, адаптированных к новым условиям, уровень которых гарантируется государством. В этих условиях профсоюзы должны добиваться включения в соглашения всех уровней и коллективные договоры определенного перечня и количественных характеристик социально-трудовых стандартов, гарантирующих определенный уровень жизни.
Конкретный перечень социально-трудовых стандартов и их предлагаемый уровень вырабатывается перед началом каждого цикла единой переговорной кампании.
Успех переговоров во многом определяется четкостью выставленных требований-предложений и умением их отстаивать в течение переговоров.
Вступлению в переговоры предшествует большая работа по формированию положений, которые, по мнению профсоюзов, должны составить основу соглашения, коллективного договора.
Профсоюзы должны владеть всей информацией, необходимой для переговоров. Поэтому для формирования пакета предложений необходимо:
· заблаговременно запросить у членских организаций (членов профорганизации на предприятии) предложения к проекту соглашения (колдоговора). Выработка требований должна стать коллективным делом. Так, на уровне предприятия этого можно достичь, проведя опрос всех работников предприятия. Постоянная информация ходе переговоров позволяет вовлечь в него весь коллектив, что придаст большую уверенность профсоюзной команде. С другой стороны все работники будут чувствовать, что речь идет об их договоре, что профсоюзный комитет заботиться об их достойном уровне жизни;
· запросить информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров у социальных партнеров. В соответствие с Трудовым кодексом такая информация должна быть представлена в течение двух недель со дня получения соответствующего запроса. Информация может содержать как отчетные, так и прогнозные показатели. Например, социально-экономическое развитие страны, субъекта Российской Федерации, отрасли (в первую очередь уровень и качество жизни, безработица), финансовое положение предприятия и его перспективы, данные о производимой продукции (цена и рынок ее сбыта) и.т.д.;
· проанализировать имеющуюся информацию;
· провести анализ соглашений более высокого порядка и определить наиболее благоприятные условия, которые взять за отправные в дальнейших переговорах. В соответствии с нормами, предусмотренными в ст.48 Трудового кодекса, если на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, то действуют положения соглашений, наиболее для них благоприятные.


Раздел 5. Единые действия профсоюзов

Эффективность переговоров по защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов.
Солидарная поддержка прохождения переговорной кампании основана на уставной обязанности (ст. 9, п.12 Устава ФНПР) членских организаций Федерации проявлять солидарность и принимать участие в организации и проведении коллективных действий профсоюзов.
Необходимо сконцентрировать усилия всей структуры профсоюзов на поддержку переговорных процессов на всех уровнях и, особенно, в первичных организациях профсоюзов. Каждая первичная профорганизация должна ощущать, что она является неотъемлемой частью отраслевого профсоюза, и чувствовать силу всего профсоюза, а также силу объединенных профсоюзов на уровне региона и на уровне страны.
Первичные профсоюзные организации должны знать, куда они могут обратиться за помощью, и быть уверенными, что любая необходимая квалифицированная экономическая, юридическая и даже психологическая помощь в обосновании требований, их отстаивании, экспертизе предложений работодателей будет оказана.
В период переговорной кампании в первичных организациях деятельность центральных органов отраслевых профсоюзов, региональных профцентров должна быть организована по трем основным направлениям:
1. аналитическая работа;
2. информационная работа;
3. поддерживающие коллективные акции.
Задачи:
· создать основу для переговоров на уровне предприятий – вовремя заключить отраслевое тарифное соглашение и довести его до каждой первичной профсоюзной организации;
· найти и проанализировать факторы, которые приводят к повышению требований, особенно в уровне зарплаты и также довести их до каждой первичной профсоюзной организации;
· своевременно информировать первичные организации о ходе переговоров по заключению отраслевого соглашения и владеть полной информацией о ходе переговоров по заключению коллективных договоров на предприятиях отрасли;
· организовать учебу переговорщиков, привлекая для этого учебно-методические и научные центры профсоюзов;
· разработать технологию помощи профорганизациям. Встает вопрос о формировании в отраслевых профсоюзах системы экспертов для помощи первичным профорганизациям в проведении переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров;
· своевременно организовывать акции коллективной поддержки выдвигаемых профсоюзами требований, вплоть до организации забастовок. Возможны отраслевые акции в поддержку переговоров на одном или нескольких предприятий, где переговоры зашли в тупик, а также акции, организованные первичными профорганизациями в поддержку переговоров на федеральном уровне по отраслевому тарифному соглашению;
· обеспечить защиту профсоюзных лидеров, переговорщиков.
Для успешного ведения переговоров большое значение имеет организация оперативной и четкой информации внутри профсоюза, а также требуется определенное общественное мнение. Без этого невозможно будет добиться слаженности действий профсоюзов на всех уровнях и пробить информационную блокаду по отношении к профсоюзам.
В целом нынешнее состояние информационной системы профсоюзов позволяет обеспечить гласность и поддержку переговорной кампании в профсоюзной среде. Центральная профсоюзная газета «Солидарность», а также региональные и отраслевые профсоюзные издания, заводские многотиражки в период переговорной кампании прежде всего должны быть ориентированы на решение именно этой задачи.
Привлечение внимания широкой общественности к колдоговорной кампании остается задачей профсоюзов на всех уровнях. Освещение этапов и проблем переговорной кампании в средствах массовой информации на федеральном и региональном уровнях должно стать одним из требований профсоюзов в процессе переговоров на федеральном и региональном уровнях и включение таких обязательств в соглашения.
Основанием для такого требования является законодательное признание механизма регулирования социально-трудовых отношений посредством системы социального партнерства. Процесс действия этого механизма и результаты переговорной кампании оказывают воздействие на уровень и качество жизни всего населения, поэтому важны для всего общества. Исполнительная власть несет ответственность за эффективность данного процесса наравне с профсоюзами и работодателями
    Наибольшим эффектом воздействия на общественное сознание обладают электронные средства массовой информации. Телевизионные репортажи с заседаний комиссии по регулированию социально-трудовых отношений во время подготовки проекта соглашения, с собраний трудовых коллективов по обсуждению проекта коллективного договора, организация теле- и радиоинтервью, пресс-конференций профлидеров по острым социальным проблемам, должны стать неотъемлемой частью пропагандистской работы профсоюзов в этот период.
Оперативную и всеохватывающую информационную поддержку единой договорной кампании может представить электронная сеть Интернет.

Раздел 6. Основные правовые формы воздействия на работодателей во время ведения переговоров

Приступая к переговорам, немаловажным для профсоюзов является определение рычагов давления на работодателя. В поддержку своих требований в процессе переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, профсоюзы имеют право на организацию и проведение в соответствии с Федеральным законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий.
Забастовка является крайним средством воздействия на работодателя и применяется в тех случаях, когда были использованы или признаны неприемлемыми все нормальные процедуры переговоров, проведены все предусмотренные примирительные процедуры.
Среди остальных возможных правовых форм воздействия на работодателей:
дисциплинарные формы воздействия;
гражданско-правовые методы воздействия - обжалование в судах общей юрисдикции бездействия работодателя, нарушающего статью 36 Трудового кодекса Российской Федерации и уклоняющегося от переговоров, либо в нарушение статьи 54 Трудового кодекса РФ неправомерно отказывающегося от подписания согласованного коллективного договора. В каждом из этих двух случаев нарушаются законные права и интересы граждан, следовательно имеются основания к обращению в судебные органы в порядке статьи 239-1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
меры административного воздействия:
- за уклонение от участия в переговорах о заключении колдоговора, соглашения (ст.5.28 КоАП РФ);
- за нарушение установленного законом срока для переговоров по заключению, изменению колдоговора, соглашения, а также за необеспечение работы комиссии по заключению колдоговора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст.5.28 КоАП РФ);
- за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения (ст.5.29 КоАП РФ);
- за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст.5.30 КоАП РФ).
привлечение к уголовной ответственности;
международно-правовые формы воздействия - обжалование действий работодателя в связи с нарушением им положений Конвенций МОТ № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.) и Рекомендации № 91 МОТ о коллективных договорах (1951 г.);
массовая реализация работниками права на разрешение индивидуальных, коллективных трудовых споров;
воздействие на работодателя в результате профсоюзного контроля;
инициирование профсоюзами проверок соблюдения трудового законодательства с участием государственных органов.