Всероссийское совещание председателей первичных профорганизаций состоялось

 

26 мая 2009 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов под председательством Председателя ФНПР М.В. Шмакова состоялось Всероссийское совещание председателей первичных профсоюзных организаций общероссийских профсоюзов – членских организаций ФНПР. В работе совещания принял участие и выступил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

 

 

Сообщение Председателя ФНПР М.В. Шмакова на Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций 26 мая 2009 года, г. Москва

 

О текущей ситуации в Российской Федерации и действиях профсоюзов в условиях экономического кризиса

 

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники совещания!

 

Сегодня мы обсуждаем вопрос о действиях первичных профсоюзных организаций в условиях кризиса; поговорим и о наших внутренних задачах и проблемах.

Выступили уже двенадцать участников совещания. Каждый выдвинул свои предложения, высказал свои соображения, которые достаточно взвешены и, безусловно, являются хорошей основой для последующего обсуждения.

Идея проведения Всероссийского совещания председателей первичных профсоюзных организаций общероссийских профсоюзов родилась после встречи в марте этого года Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с группой руководителей первичных профорганизаций из разных регионов России.

Первичная организация – это как раз то звено, где любые абстрактные решения превращаются в конкретные действия, а сейчас как раз такие особые обстоятельства, когда очень важна обратная связь с теми, кто непосредственно занят на производстве.

Вполне естественно, что на обсуждение сегодня в первую очередь поставлены вопросы противодействия разрушительным последствиям мирового экономического кризиса в российской экономике, вопросы нашего взаимодействия с социальными партнерами в принципиально новой экономической ситуации. Это – время, когда обществом и властью вырабатываются важнейшие решения не только по направлениям преодоления экономического спада, но и в первую очередь по тому, какой мы хотим видеть нашу страну после выхода из кризиса.

Сегодня и нашими социальными партнерами, и даже нашими оппонентами признается тот факт, что профсоюзы в очень непростой ситуации оказались на высоте.

Мы с вами наладили наш, профсоюзный мониторинг ситуации на рынке труда. Мониторингов в стране много, но наш мониторинг – уникальный: единственный из всех мониторингов, где источником информации являются не работодатели, а работники и их представители. Тем самым формируется всесторонне обоснованная база принятия решений.

Мы первыми предложили свой «антикризисный пакет», который включал меры поддержки стратегически и социально значимых предприятий, защиты рабочих мест и разработки программ активной политики занятости, сохранения гарантий в социально-трудовой сфере, поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Программа действий профсоюзов была принята на Генеральном совете ФНПР 19 ноября 2008 года и развита в решениях Исполкома ФНПР в декабре прошлого и феврале текущего года.

Большинство предложений профсоюзов нашли отражение в перечне первоочередных мер правительства по противодействию кризису, которые реализуются с декабря 2008 года.

Приняты специальные меры поддержки отдельных отраслей экономики, стратегических и градообразующих предприятий. Увеличен максимальный размер пособия по безработице. Вдвое сокращены квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году. Увеличено финансирование мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда.

Приняты поправки к федеральному бюджету на 2009 год, нацеленные на стабилизацию финансовой системы, сохранение стратегических предприятий, борьбу с безработицей, оказание дополнительной социальной поддержки населению.

Открыт информационный портал – «Работа в России». Портал вакансий аккумулирует официальную информацию 85 региональных служб занятости и двух с половиной тысяч муниципальных центров занятости населения. По существу, это первый шаг в создании всероссийской электронной биржи труда, и это то, что профсоюзы давно предлагали.

В апреле Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений приняты Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса. Рекомендации направлены на выработку на уровне конкретной организации единых подходов социальных партнеров в сфере труда, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций, обеспечение содействия занятости, снижение социальной напряженности в коллективах, защиту трудовых прав работников. И самое главное – что рекомендации ориентируют социальных партнеров в организациях на максимальный учет интересов работников.

Еще одна область взаимодействия сторон социального партнерства – региональные программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Программы в основном были подготовлены социальными партнерами совместно. Теперь важен контроль эффективного использования выделенных средств, поэтому профсоюзные организации на местах должны регулярно рассматривать на заседаниях региональных трехсторонних комиссий ход выполнения этих программ, а при необходимости – давать предложения по корректировке этих программ.

Вышеперечисленные меры дают свои результаты.

Вместе с тем ситуация на рынке труда остается напряженной. Почти повсеместно работники столкнулись с негативным воздействием кризиса на свои рабочие места, на рынок труда в целом.

Продолжаются высвобождения сотрудников, в том числе массовые. Уровень общей безработицы вырос за период с октября 2008 года по апрель 2009 года с 5,8% до 10,2% от численности экономически активного населения.

С осени прошлого года втрое увеличилась задолженность по заработной плате.

Снижается реальная заработная плата.

По данным профсоюзного мониторинга, больше всего на объем выплачиваемых работникам денег в настоящее время влияет даже не прямое сокращение заработной платы, а простои, введение режима неполного рабочего времени, отпуска по инициативе администрации, сокращение стимулирующих, компенсационных и социальных выплат, предусмотренных коллективными договорами.

Проблемы, касающиеся исполнения коллективного договора или возможности его заключения или продления, по нашим данным, отмечаются более чем в 17 % организаций.

Кризис в России обнажил ошибки экономической политики предшествующих лет, ее сырьевую направленность, слабую конкурентоспособность обрабатывающих отраслей и значительную зависимость от ситуации на мировых рынках. Но не менее значимой причиной кризиса, его усугубляющей, и особенностью, характерной для России, является кризисное состояние системы трудовых отношений, долгое время сохранявшийся остаточный принцип решения вопросов социального развития.

Это препятствует устойчивому и сбалансированному росту экономики страны, справедливому распределению результатов труда, приводя к усилению социального неравенства и росту социальной напряженности.

Усиливается неравенство по уровню благосостояния и доходов. Сохраняется чрезмерная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности и регионам страны.

Низки уровни оплаты труда на вакантных рабочих местах, предлагаемых в службах занятости. Пятая часть заявок работодателей на замещение свободных рабочих мест - с оплатой труда ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Текучесть кадров при такой оплате неизбежна, что помимо всего прочего существенно влияет на качество труда.

Отмечается несбалансированность системы профессионального образования и спроса на рабочую силу. Заявки рынка труда на три четверти заполнены рабочими специальностями, а в объемах выпуска образовательных учреждений таких специалистов только 25 %.

Серьезная проблема - неформальная занятость. Использование дешевой и бесправной рабочей силы приводит к сохранению низкого уровня оплаты и производительности труда, потерям из-за низкого качества продукта или услуги, произведенных неквалифицированными работниками; тормозит модернизацию экономики, ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики и в отдельных регионах.

Кризис рано или поздно закончится. Надо понимать, какими мы из него выйдем.

На заседании Генерального совета ФНПР 22 апреля этого года и в замечаниях к антикризисной программе правительства на этот год мы отметили необходимость разработки комплекса мер по сохранению и развитию трудового потенциала страны.

Приоритетная задача профсоюзного движения в России – добиваться реального роста трудовых доходов населения и преодоления экономической бедности.

Сегодня критерием расчета и установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является величина прожиточного минимума, или стоимостное выражение потребительской корзины. Современная потребительская корзина формируется на основе методики, которая разработана в начале 1950-х годов и незначительно модернизирована в 1990-х годах. Она не учитывает реальных сдвигов в структуре потребления, в том числе последствия реформирования жилищно-коммунального комплекса, растущие транспортные расходы, расширение платности на многие виды услуг в области здравоохранения и образования, в сфере культуры. Реальные расходы россиян на приобретение товаров и услуг намного превосходят весьма скромные показатели, заложенные в потребительской корзине.

Поэтому первая задача сегодня - ускорить работу по переходу к новой основе определения величины прожиточного минимума и к установлению минимального размера оплаты труда по новому критерию – на уровне восстановительного потребительского бюджета (или минимального потребительского бюджета), обеспечивающего нормальное воспроизводство самого работника и содержание ребенка. Напомню, что минимальный потребительский бюджет в 2-2,5 раза больше прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет – этот именно тот минимум, который обеспечивает нормальное воспроизводство.

По мнению профсоюзов, требуются общегосударственная политика заработной платы, проведение активной политики занятости не только в части борьбы с безработицей, но и в части создания новых эффективных рабочих мест, которые будут необходимы обновленной экономике.

Хочется надеяться, что наше совещание станет еще одним шагом в направлении поиска путей выхода из экономического кризиса, что и продемонстрировано в большинстве выступлений, уже прозвучавших с этой трибуны сегодня.

Без коллективных усилий, без «команды» справиться с кризисом невозможно. Предприятию, попавшему в тяжелое положение, необходим мозговой центр, в котором разрабатываются меры по выводу из кризиса. При этом состав антикризисного штаба должен формироваться не только из членов правления или совета директоров компаний, но и из людей, которые своими руками делают работу и хорошо знают свое предприятие.

Работа в антикризисных комиссиях, группах предъявляет повышенные требования к профсоюзным работникам по грамотной формулировке предложений, обеспечивающих максимально возможный учет интересов работников. Необходимо систематически пополнять свои знания в области экономики и права, чтобы быть конкурентоспособными на площадках социального партнерства, твердо заявлять о своих правах, уметь профессионально их отстаивать.

Несколько слов о коллективном договоре, который, перефразируя известное изречение, - это «наше всё». Это базовый документ в системе коллективной защиты прав и интересов наемных работников, в системе договорного регулирования трудовых отношений. От качества работы первичной профсоюзной организации, от степени взаимодействия всей структуры того или иного профсоюза зависит, станет ли коллективный договор реальной ступенью защиты интересов наемных работников.

Сегодня отдельные руководители предприятий призывают на время пересмотреть коллективные договоры, заморозить заработную плату. Иногда это имеет смысл для сохранения предприятия и рабочих мест. Однако прежде чем соглашаться обсуждать это, надо полностью проанализировать реальное экономическое положение предприятия. Даже в том случае если чистая прибыль предприятия снизилась, к примеру, с четырёх до одного миллиарда рублей в год (да, это, конечно, негативный экономический показатель), тем не менее прибыль-то имеется. А заработная плата и социальные выплаты, которые осуществляются в рамках коллективного договора, составляют значительно меньшую часть дохода того или иного предприятия в целом. Необходимо смотреть и договариваться, каким образом справедливо распределить полученные доходы.

В целях сохранения предприятия и рабочих мест, если дела совсем плохи, профсоюзы, наверное, могут согласиться на временные, подчеркиваю, временные меры, которые должны быть прописаны отдельным протоколом, включая и срок действия этого «кризисного протокола».

Социальный диалог и социальная сплоченность - непременное условие успешного преодоления экономического кризиса.

Как показывает мировой опыт, во времена кризисов, рецессий, других экономических потрясений, как правило, возрастает роль и значение профсоюзов, их востребованность трудящимися и обществом в целом. Именно от нас ждут решительных шагов, способных, с одной стороны, оградить трудящихся от тяжелых последствий кризиса и, с другой – обеспечить поддержку трудящимися антикризисных мер, принимаемых политическим руководством страны.

Немало сделано для преодоления кризисных явлений. Но задачи, которые стоят перед профсоюзами, требуют еще больших усилий и консолидации действий по всем направлениям деятельности и уровням профсоюзной структуры.

И первым делом – строгое соблюдение трудового законодательства. Контроль за этим – задача профсоюзов.

История международного профдвижения показывает, что там, где в кризисной ситуации профсоюзы сумели твердо и уверенно встать на защиту интересов людей труда, они выходят из кризиса окрепшими, обогащенными опытом борьбы, еще более влиятельными.

Кризис – это время новых стартов, мобилизации и принятия новых, нестандартных решений, которые должны вывести страну на рубежи экономического роста. Этому и посвящена дискуссия на нашем совещании.

 


 

Выступление В.В.Путина

 

Добрый день, уважаемый Михаил Викторович {М.В.Шмаков},

уважаемые участники встречи!

 

Мне очень приятно, что моя инициатива встретиться с несколькими руководителями первичных организаций в конечном итоге вылилась в такое представительное собрание, как сегодня. Думаю, что это очень правильно и востребовано.

Благодарю за предоставленную возможность выступить перед вами, обсудить волнующие всех нас проблемы и, в первую очередь, состояние рынка труда, перспективы восстановления деловой активности в экономике и снижения безработицы.

Как вы знаете, в ходе своих рабочих поездок по стране я всегда стараюсь встречаться с трудовыми коллективами и с руководителями профсоюзных организаций. Надо сказать, что эти встречи всегда имеют продолжение, выраженное в принятии конкретных решений и на правительственном уровне, и на уровне Государственной Думы при принятии соответствующих законов - таких, скажем, как совершенствование пенсионного законодательства для некоторых категорий горняков, которые работают в особо сложных условиях, и некоторые другие вопросы.

Рассчитываю, что и сегодняшнее предметное и открытое обсуждение складывающейся ситуации позволит выработать эффективные решения, найти дополнительные возможности поддержать трудовые коллективы, оказать помощь тем, кто из-за спада производства временно потерял работу или находится под угрозой увольнения. Тем более, что нам хорошо известно реальное положение дел в экономике и социальной сфере, ну а вам, тем, кто находится в этом зале, это известно лучше, чем кому бы то ни было другому - из первых рук, что называется.

Сначала позвольте несколько слов о ситуации в экономике. В первом квартале 2009 года практически все ведущие страны мира столкнулись с резким сокращением, можно сказать, с обвалом промышленного производства. Его объем в США снизился на 11,7%, в Германии, Франции, Италии - на 18-19%, в Японии - даже на 33%, а некоторые эксперты говорят, даже на 35%.

К сожалению, Россия не могла избежать аналогичных проблем, которые захватили весь мир. По последним данным, спад промышленного производства составил 16,9%. В результате к середине апреля число безработных, зарегистрированных в службе занятости, превысило 2,2 млн человек.

Причем, в наибольшей степени сокращение штатов затронуло обрабатывающую промышленность, машиностроение, металлургию, т.е. отрасли, где у нас сосредоточены самые квалифицированные рабочие кадры - наш "золотой фонд".

Правда, в последние недели безработица перестала расти и даже немного отступила, снизилась. Но, конечно, это не повод для самоуспокоения. Ситуация на рынке труда по-прежнему остается тревожной, особенно в моногородах. Собственно говоря, это связано с понижением деловой активности в мировой и нашей экономике.

С первых дней экономического кризиса Правительство считало своей важнейшей задачей помочь людям, которые столкнулись с угрозой потери работы, или стали безработными, утратили работу.

Максимальный размер пособия по безработице, как вы знаете, был повышен до 4900 рублей в месяц, а условия его выплаты существенно облегчены. Однако основной акцент мы делаем все же на активную политику на рынке труда.

Федеральный бюджет более чем на 90% профинансирует специальные региональные программы содействия занятости. В абсолютных величинах - это 43,7 млрд рублей. Из них уже реально перечислено в регионы 9,4 млрд рублей в 79 регионов Российской Фелерации.

Надо сказать, что в целом положительный эффект есть. Откровенно говоря, даже когда выделяли деньги, я такого не ожидал, но пользу эта мера приносит.

Конечно, я прекрасно понимаю квалифицированных рабочих, если они теряют зарплату и работу. Идти на какие-то временные работы, на низкий заработок - это не самое лучшее решение. Но это хоть какое-то решение. И повторяю: все-таки это дает определенные перспективы, если иметь в виду еще и возможность переобучения. Об этом я еще скажу ниже.

Буквально на прошлой неделе мы приняли решение увеличить размеры отдельных выплат по этим программам. Так, в два раза вырастет пособие на открытие собственного дела - до 59 тысяч рублей.

Повышен норматив затрат на организацию профессиональной подготовки временно утративших работу - с 5,9 до 12,8 тысяч рублей. Кроме того, увеличен срок обучения по ряду специальностей. Собственно говоря, и увеличение денег связано с необходимостью увеличить срок переподготовки, так как на многих предприятиях в регионах считают, что по некоторым специальностям финансировавшиеся ранее сроки слишком малы.

И, разумеется, в конечном счете, антикризисные меры по поддержке финансовой системы, промышленности и строительства, - а это, напомню, государственный заказ, кредиты, гарантии, снижение налогов - так же нацелены на помощь конкретным людям. Ради этого, собственно говоря, все и делается. Направлены на то, чтобы помочь людям, тем, кто работает на конкретных предприятиях, в учреждениях.

В современных условиях перед государством стоит много задач, но главная из них - это создать наиболее благоприятные условия для восстановления деловой активности, помочь напрямую некоторым, прежде всего, так называемым системообразующим предприятиям, без которых страна не может существовать вообще, либо находящимся в так называемых моногородах, где людям просто некуда деться, они работают на предприятиях - 35 % трудоспособного населения. И самой главной задачей государства является оказание помощи конкретным людям, которые действительно оказались в трудной ситуации. Это целый набор социальных программ.

Уважаемые друзья!

Я глубоко убежден в том, что Россия имеет все шансы выйти из кризиса окрепшей, а ее экономика - стать более современной и конкурентоспособной. Потому что именно условия кризиса побуждают нас, например, перейти к энергосберегающим технологиям, обновлять производство, делать его более рентабельным, более конкурентоспособным. Иначе некоторым предприятиям просто не выдержать конкуренции на рынке. Поэтому мы не вправе позволить безработице деморализовать наше общество, разрушить его трудовой потенциал.

Участие в программах профессиональной переподготовки и других антикризисных мероприятиях дает людям шанс получить новую специальность и в дальнейшем найти новое и лучшее место для работы, более высокооплачиваемое рабочее место.

Добиться реализации этих целей мы сможем только общими усилиями всех сторон социального партнерства - профсоюзов, работодателей и государства.

В апреле 2009 года Российской трехсторонней комиссией были утверждены специальные рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в условиях экономического кризиса. Мы приветствуем конструктивную позицию профсоюзов, принимающих активное участие в разработке этого документа. Рассчитываем и на то, что вашими усилиями он будет доведен до конкретных предложений, станет органичной частью бизнес-планов и программ антикризисного управления.

Вы знаете, когда-то была модной фраза: "булыжник - орудие пролетариата". Сегодня ничего подобного. Голова - главное оружие пролетариата. Мозги. Потому что все участники процесса, особенно в кризисных условиях, должны понимать глубинные процессы в экономике и в социальной сфере. Должны понимать и чувствовать ответственность за то, что происходит, то, что мы делаем, и то, что мы требуем.

Наши действия не должны загонять предприятия. Не себя нужно пиарить - ни государственным чиновникам, ни руководителям профсоюзных организаций. Не показывать: "Ай, какой я молодец, как я защищаю интересы страны, региона или предприятия". Нужно своими действиями добиваться позитивных изменений к лучшему, а не загонять страну, отрасль или предприятие в тупик, не доводить до банкротства или до ликвидации.

Действуя совместно, мы с вами можем и должны добиваться позитивных решений. И уверен, мы будем это делать.

Есть множество сфер, где важна инициатива профсоюзов. В первую очередь - это жесткий контроль соблюдения норм трудового законодательства и правил охраны труда.

Кризис не может служить оправданием для увольнений работников с нарушением установленной законом процедуры. Также недопустимо экономить на здоровье работников, их защите от воздействия вредных производственных факторов, на технике безопасности.

В решении этих проблем вы можете рассчитывать на полную поддержку Правительства Российской Федерации. Напомню, что недавно был принят закон, расширяющий возможности прокуратуры защищать трудовые коллективы.

Огромною роль в помощи конкретным людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, может сыграть и профсоюзная солидарность. Федерация независимых профсоюзов - это наша крупнейшая общественная организация, располагающая и солидной материальной базой, и организационными ресурсами. Соответственно, велики и ее возможности помочь своим членам в трудную минуту. Людям, как никогда, нужна ваша материальная и моральная поддержка. Особое внимание прошу уделить работе с молодежью. Именно эта группа, так же, как и люди предпенсионного возраста, особенно уязвимы на рынке труда.

Завершая выступление, хотел бы привлечь ваше внимание к еще одной теме - пенсионной реформе. Касается это всех.

Вы, конечно, знаете о намеченных нами планах повышения доходов людей старшего поколения. Есть сейчас такое модное словечко, часто употребляемое, но труднопроизносимое - "воларизация", то есть пересчет пенсионных прав тех наших граждан, которые заработали эти права еще в советское время. В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8000 рублей, т.е. рост по сравнению с текущим годом составит страшную для Минфина цифру - 45% в номинальном выражении.

Это действительно сложный вопрос и вызов, как сейчас говорят. Будет проведена более справедливая оценка пенсионных прав работников советского времени, как я сказал. Причем, это коснется не только нынешних пенсионеров. Пенсионные права вырастут и у тех, кто еще не достиг пенсионного возраста и продолжает трудиться.

Одновременно произойдет серьезное изменение правил функционирования пенсионной системы. Она у нас сегодня несовершенная, запутанная, состоит из нескольких частей. На смену единому социальному налогу придут страховые взносы.

Михаил Викторович Шмаков все время выступал за то, чтобы отказаться от ЕСН. Надеюсь, что это идея будет продвинута в массы, потому что не сразу, но все-таки это должно привести к повышению определенной фискальной нагрузки. Мы в 2010 году договорились этого не делать, но в целом нагрузка на экономику, на бизнес возрастет. Нам нужна устойчивая пенсионная система со своими собственными источниками дохода.

Расходы будут большими. В условиях, когда доходы бюджета сокращаются, первое: мы снижаем налоги и общую нагрузку на бизнес. Уже снизили на 700 млрд рублей. В следующем году мы должны будем на 700 млрд увеличить наши расходы на пенсионную систему. Это очень сложная задача, просто очень сложная для того, чтобы сбалансировать бюджет и, соответственно, не нарушить макроэкономические показатели, от которых зависит вся экономика и, в конечном счете, рабочие места.

Я очень рассчитываю на то, что профсоюзные организации возьмут под особый контроль исполнение всех решений, которые будут приниматься в этой сфере. Совместно с работодателями, Пенсионным фондом, налоговой службой сделают все, чтобы переход к новой системе прошел плавно и без сбоев, и в дальнейшем она функционировала бы стабильно и надежно, обеспечивала бы нашим гражданам достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Большое спасибо вам за внимание.

 

****************************************************************************

 

Заключительное слово В.В.Путина

 

Перед тем, как вы уйдете на перерыв, я позволю себе прокомментировать то, что здесь было сказано коллегами. Я кое-что помечал, здесь есть записка по конкретному предприятию, но этим надо заниматься отдельно, я потом найду способ на это отреагировать.

Что касается общих замечаний - я хотел бы обратить внимание на вещи системного характера. Я уже говорил об этом несколько раз публично и еще раз к этому вернусь, поскольку вещи важные.

Выступали два наших коллеги, представители различных отраслей экономики: автопрома и металлургической промышленности. И те, и другие предлагают Правительству закрыть внутренний рынок для их конкурентной продукции. Металлурги просят закрыть чуть ли не весь металл на ввоз, а автопром просит закрыть чуть ли не всю линейку автомобилей.

Начнем с металлургов. Как только закроем металлургическую промышленность на продукты западной металлургической промышленности или восточной, отчасти китайской, например, - автопром не сможет производить машины. Все встанет, потому что наша промышленность пока не выпускает всех компонентов, которые нужны для автосборки.

И поэтому мы, защищая внутренний рынок, а мы и дальше будем это делать, должны действовать очень аккуратно, чтобы, действуя в одном секторе, не создавать проблем для другого. А это те же самые рабочие места - сотни, тысячи, а подчас и миллионы людей.

Это касается всех отраслей. Но дело сейчас даже не в отраслях производства, а дело в вас, в ваших семьях, в ваших родных и близких - дело во всем российском народе, в потребителях.

Всем хорошо известна реакция наших граждан, скажем, на Дальнем Востоке, на очень сдержанные, я бы так сказал, меры Правительства по ограничению ввоза подержанных автомобилей. Потому что это отражается на потребителях.

Можно все запретить. Помните, как Высоцкий в свое время пел: запретили даже парад, скоро все к чертям собачьим запретят? Вот, если мы все запретим, жить будет невозможно, и промышленность наша деградирует.

Это тонкая работа. При каждом шаге нужно понимать его последствия. Но, разумеется, здесь я не могу не согласиться с первым выступавшим,- можно и нужно, на мой взгляд, поднимать роль профсоюзных организаций в жизни предприятий, в их деятельности. Но именно в этой связи я бы хотел вас вернуть к тезису, который озвучил, будучи вот на этой трибуне: "сегодняшнее оружие пролетариата - голова, мозги, знания".

Если профсоюзы претендуют на то, чтобы принимать более активное участие в жизни предприятий, нужны люди, которые знают право, экономику, знают, как развиваются социальные процессы. Потому что просто шуметь и себя пиарить - это только навредить коллективу трудовому. Но подход, на мой взгляд, правильный абсолютно.

Теперь по поводу госрезерва - знаете, сложный вопрос - госрезерва, в который можно было бы закупить все. В госрезерв все не закупишь. Это прямые расходы бюджета. Можно кое-что подкупить из так называемых малотоннажных металлов - какие-то сплавы, еще что-то дорогостоящее и небольшое по объему. Но не закроешь всех проблем, уверяю вас.

Нужно добиваться повышения деловой активности в собственной экономике. И ждать, и содействовать, насколько это возможно для России, восстановлению спроса и деловой активности в мировой экономике. Только тогда можно рассчитывать на то, что восстановится производство.

Но если на 60% наша металлургическая промышленность работала на экспорт: продавали металл в США, в Китай меньше, на европейские рынки. Мы из бюджета все не купим, понимаете. Как бы ни старались. Ну, истратим все деньги, чего-то подкупим, так пенсии нечем будет платить. Кому легче-то станет от этого? Учителям нечем будет платить. Нечем будет платить в армии. Остановим все программы вооружения. Поэтому это, к сожалению, не решает проблем.

Хотя то, что можно закупать для госрезерва, для госнужд, мы это делаем. Скажем, в сельском хозяйстве провели значительные интервенции по приобретению зерна. Поддержали цены. Все-таки это сыграло свою роль. Значит, помогли сельхозпроизводителям получить необходимые ресурсы для того, чтобы они начали весенние полевые работы, провели сев и так далее.

То же самое делается и в других отраслях. Скажем, в том же машиностроении, в автомобилестроении мы просто увеличили финансирование отдельных министерств и ведомств, которые закупают автомобильную технику для своих нужд. Увеличили по некоторым направлениям, скажем, раза в два.

То же МЧС закупало энное количество машин - мы им дали почти в два раза больше денег. Они на наших предприятиях заказывают эту автомобильную технику. Так же, как и Министерство обороны, Министерство внутренних дел и т.д. Все равно нужно парк обновлять. Но давайте мы сделаем это сегодня, когда такая поддержка будет наиболее востребована. То есть, это и так происходит.

Теперь другой очень важный системный вопрос, который тоже касается всех - сдерживание роста тарифов. Тариф используется в значительной степени на поддержание инвестиционных программ тех компаний, которые устанавливают эти тарифы и поднимают их. Конечно, в условиях кризиса надо стараться их сдерживать.

Я был на одном из предприятий - на Тверском вагоностроительном заводе - встречался там с представителями трудового коллектива, с рабочими и с профсоюзными организациями. Собственно говоря, я и поехал туда после встречи, которую Михаил Викторович организовал с вашими коллегами. Там был руководитель первичной профсоюзной организации этого завода, который рассказал о проблемах предприятия.

Вот я туда приехал. Главная проблема в чем? Нет заказа от ОАО "РЖД" на строительство вагонов. А строительства вагонов нет, потому что у ОАО "РЖД" денег нет. Объем перевозок упал, и мы еще ему тариф подрезали: щелк, и все - ОАО "РЖД" "село". Не дали им, как планировалось, в этом году поднять тариф. Только на 5%. Все - и нечего заказывать. И Уральский вагонный завод "подсел", а здесь, рядом, в Твери, совсем "сел".

Еще раз возвращаюсь к теме о том, что всем нам нужна голова. В современной экономике каждый шаг имеет определенные последствия. Поэтому я скорее соглашусь с тезисом, который тоже прозвучал здесь, у того же выступавшего на трибуне. Он сказал - либо заморозить вообще все тарифы, либо согласовывать и подходить к этому взвешенно. Нужно подходить взвешенно и согласовывать, это правда.

Все должны понимать, что происходит, и все эти действия должны быть максимально публичными. Люди должны знать, чем руководствуются те или иные органы власти на местах, в регионе, либо на уровне Федерации, когда принимают те или иные решения. При понимании происходящих событий мы сможем добиться самого главного - мы сможем добиться консолидации наших усилий по преодолению проблем, которые мы, безусловно, преодолеем. Но мы, конечно, не сможем этого сделать без вашей помощи и поддержки.

Я хочу пожелать вам успехов. Спасибо большое.