На Главную E-mail
Федерация Независимых Профсоюзов России - официальный сайт
   
 
Программа   Устав   Членские организации   История   Персоналии   Контакты   Друзья и партнеры
 
 
Постановления Исполнительного комитета ФНПР    
 
Постановление Исполкома ФНПР от 10.07.2019 № 2-1
15.07.2019  

Об итогах коллективно-договорной кампании 2018 года и задачах на предстоящий период

Коллективно-договорная работа членских организаций ФНПР в 2018 году велась в русле выполнения решений IX съезда ФНПР и обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы.

При разработке проектов соглашений и коллективных договоров в отчётном году профсоюзные организации ФНПР формировали свою позицию в соответствии с рекомендациями и задачами, определёнными постановлением Исполкома ФНПР от 17 июля 2018 года № 4-3 в области эффективной занятости, обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, роста пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, снижения уровня бедности, обеспечения безопасных условий труда, сохранения уровня социально-трудовых прав и гарантий членов профсоюза, проведения политики максимального охвата коллективными договорами и соглашениями, развития социального партнёрства на всех уровнях.

В 2018 году были заключены 2 окружных соглашения - по Центральному и Приволжскому федеральным округам, 11 отраслевых соглашений на федеральном уровне и 1 дополнительное соглашение о внесении изменений в ранее заключенное соглашение. На уровне субъектов Российской Федерации было заключено 26 региональных трехсторонних соглашений и одно соглашение пролонгировано.

Таким образом, в настоящее время действуют 6 федерально-окружных соглашений, 58 отраслевых соглашений, 1054 отраслевых соглашений, заключённых на региональном уровне, 3574  отраслевых соглашений, заключённых на территориальном уровне, 81 региональное трёхстороннее соглашение, 1620 территориальных трёхсторонних соглашений, 130 013 коллективных договоров. По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений действует 1458 соглашений.

При этом охват коллективными договорами организаций (предприятий), в которых созданы первичные профсоюзные организации, увеличился на 1,1 п.п. по отношению к 2017 году и составил 94,0% (по данным территориальных объединений организаций профсоюзов).  Охват коллективными договорами членов профсоюзов организаций, в которых действуют первичные профсоюзные организации, увеличился  на 0,4 п.п. и составил 96,0%.

Анализ результатов коллективно-договорной кампании 2018 года показал, что основные задачи, определенные постановлением Исполкома ФНПР № 4-3 от 11 июля 2018 года «Об итогах коллективно-договорной кампании 2017 года и задачах на предстоящий период», были решены.

В 2019 году завершается срок действия двух федерально-окружных соглашений, 27 отраслевых соглашений, заключённых на федеральном уровне; 37 региональных трёхсторонних соглашений.

В соответствии с решениями X съезда ФНПР целями предстоящей в 2019 году коллективно-договорной кампании должны стать:

·        установление достойной заработной платы, соответствующей принципу равной оплаты за труд равной ценности, размер которой устанавливается объективно в зависимости от уровня квалификации работника, сложности, качества и количества выполняемой работы и обеспечивает экономическую свободу и духовное развитие работающему человеку;

·        стабильная занятость с достойной заработной платой, с правом работников на объединение, защиту профсоюзами и на социальное партнерство независимо от формы занятости;

·        повышение эффективности системы социального партнерства.

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Принять к сведению информацию, выводы и предложения, содержащиеся в информационной записке «Итоги коллективно-договорной кампании 2018 года» (прилагается к электронной версии документа на официальном сайте ФНПР www.fnpr.ru).

2. Принять к сведению информацию о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. (таблица 4 приложения к постановлению).

3. Членским организациям ФНПР и их структурам в предстоящей коллективно-договорной кампании основываться на целях и задачах, установленных в Программе ФНПР «За справедливую экономику!» и стандартах достойного труда, формализованных решениями коллегиальных органов ФНПР 2012 года, а также определённых постановлением Генерального Совета ФНПР от 31октября 2018 года «О задачах профсоюзов в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации», Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы,  Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года», и добиваться включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, обеспечивающих:

3.1. в области экономической политики:

3.1.1. участие профсоюзов в разработке и мониторинге хода реализации стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе национальных проектов (программ);

3.1.2. участие профсоюзов в обсуждении основных направлений бюджетной политики, ориентированной на развитие человеческого потенциала как основного  фактора экономического роста, в целях повышения реальных доходов и уровня жизни населения;

3.1.3. участие профсоюзов в формировании ценовой и тарифной политики, направленной на недопущение необоснованного повышения цен (тарифов) для населения и отдельных видов экономической деятельности;

3.1.4. соблюдение социально-трудовых прав и сохранение гарантий для работников при проведении процедур приватизации, реорганизации и банкротства;

3.1.5. содействие повышению производительности труда на основе создания и  модернизации достойных рабочих мест, а также непрерывного образования и повышения квалификации работников;

3.2.   в области заработной платы:

3.2.1. установление конкретных сроков индексации заработной с целью реализации государственной гарантии по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы независимо от экономической ситуации в организации;

3.2.2. установление минимального размера месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

3.2.3. сохранение или повышение соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации;

3.2.4. увеличение доли вознаграждения за труд в виде тарифной ставки, оклада, (должностного оклада) в структуре заработной платы;

3.2.5. разработку и реализацию мер по предотвращению и/или сокращению задолженности по заработной плате;

3.2.6. установление в организациях всех форм собственности предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров к среднемесячной заработной плате работников организаций (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) в кратности не более чем 1 к 8;

3.2.7. начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на все три составные части заработной платы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

3.2.8. установление систем оплаты труда;

3.2.9. равную оплату за труд равной ценности;

3.2.10. установление, пересмотр и замену норм труда по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;

3.3. в области занятости населения:

3.3.1. прогнозирование потребности в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период;

3.3.2. разработку и реализацию мер по предотвращению массового увольнения работников;

3.3.3. установление более жёстких критериев массового увольнения работников по сравнению с критериями массового высвобождения, установленными в Постановлении Правительства Российской Федерации
от 5 февраля 1993 г. № 99;

3.3.4. дополнительные гарантии при увольнении работников по сокращению численности или штата;

3.3.5. направление работников на опережающее профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в случае их высвобождения за счёт средств работодателей и государства;

3.3.6. подготовку работников (профессиональное образование и профессиональное обучение), получение ими дополнительного профессионального образования, а также прохождение независимой оценки квалификации за счет средств работодателей;

3.3.7. сохранение места работы (должности), средней заработной платы, оплату командировочных расходов и дополнительные гарантии при направлении работодателем работника на профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации;

3.3.8. реализацию принципа приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации;

3.3.9. контроль за трудоустройством иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, как на основании визы (с учетом установленных квот на выдачу разрешений на работу), так и в безвизовом порядке (работающих на основании патентов), а также с учетом устанавливаемой Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности;

3.3.10. организацию и участие в конкурсах «Российская организация высокой социальной эффективности» и «Лучший по профессии»;

3.4. в области социальной политики:

3.4.1. сохранение объемов социальных гарантий работников, добиваться их закрепления в коллективных договорах и соглашениях;

3.4.2. распространение социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников, включая прохождение диспансеризации, развитие системы добровольного медицинского страхования и повышение информированности работников о правах в системе обязательного медицинского страхования;

3.4.3. работа по организации отдыха и оздоровления работников и членов их семей, культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, созданию условий для приема пищи на предприятиях и в организациях;

3.4.4. содействие минимизации негативных последствий для работников при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ), сохранению гарантий и компенсаций занятым во вредных и/или опасных условиях труда; 

3.5. в области охраны труда:

3.5.1. участие работников в проведении специальной оценки условий труда;

3.5.2. контроль за практической реализацией мероприятий по результатам специальной оценки условий труда;

3.5.3. установление повышенных размеров гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда по сравнению с минимальными размерами, установленными трудовым законодательством;

3.5.4. проведение контроля соблюдения работодателями требований безопасности и охраны труда, а также промышленной безопасности и санитарно-гигиенического обеспечения работников;

3.6. в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

3.6.1. осуществление контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

3.6.2. проведение мониторинга экологической обстановки, учета нарушений и анализа ситуации в целях своевременного принятия мер по обеспечению экологической безопасности и улучшению экологической обстановки;

3.6.3. информирование соответствующие органы исполнительной власти, администрацию и работников о нарушениях требований экологического законодательства;

3.6.4. проведение обучения профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц и членов комиссий по вопросам, связанных с охраной окружающей среды и экологической безопасности.

3.6.5. участие в разработке и реализации мероприятий по улучшению экологической обстановки и экологической безопасности, осуществление контроля за ходом их выполнения;

3.7. в области гарантий профсоюзной деятельности:

3.7.1 оплату в размере не ниже средней заработной платы за счёт средств работодателей времени участия не освобождённых от основной работы членов выборных органов профсоюзных организаций в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также краткосрочной профсоюзной учёбы;

3.7.2. исключение применения дисциплинарного взыскания в отношении работников, входящих в состав выборных органов профсоюзных организаций, без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа либо вышестоящего профсоюзного органа;

3.7.3. содействие деятельности профсоюзных организаций, профсоюзных представителей и их взаимодействию с представителями работодателей;

3.8. в области развития социального партнёрства:

3.8.1. согласование принимаемых работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с выборным органом первичной профсоюзной организации;

3.8.2.определение в учредительных документах и коллективных договорах конкретных форм участия представителей работников в принятии решений, которые непосредственно касаются социально-экономических прав и интересов трудящихся;

3.8.3.установление индикаторов выполнения обязательств соглашений и коллективных договоров, подведение итогов их выполнения соглашений на основании их достижения;

3.8.4.обучение представителей сторон социального партнерства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений за счет средств государства и работодателей;

3.8.5.внедрение принципов социального партнерства в организации с участием иностранного капитала;

3.8.6. обеспечение включения представителей профсоюзов в состав конкурсных комиссий по отбору претендентов на получение мер государственной поддержки организациями реального сектора экономики.

4. Членским организациям ФНПР:

4.1. содействовать проведению коллективных переговоров в организациях (предприятиях), где созданы первичные профсоюзные организации, но не заключены коллективные договоры;

4.2. обеспечивать рассмотрение вопроса о выполнении соглашений и коллективных договоров на заседаниях коллегиальных органов организаций профсоюзов, инициировать обсуждение указанного вопроса на заседаниях комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

4.3. обеспечивать организационно-методическое и правовое сопровождение коллективно-договорного регулирования на территориальном и локальном уровнях социального партнерства;

4.4. осуществлять профсоюзный контроль за проведением СОУТ в отношении членов профсоюзов;

4.5. проводить обучение руководителей профсоюзных комитетов всех уровней, правовых инспекторов, технических инспекторов труда профсоюзов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, в том числе по специальной оценке условий труда;

4.6. оказывать помощь членам профсоюза и выборным органам первичных профсоюзных организаций по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

4.7. направлять ежеквартально по установленной форме в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР информацию о практике работы региональных трёхсторонних комиссий (приложение №1, таблица 5) .

4.8. представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР в письменном и/ или электронном виде информацию о выполнении коллективных договоров и соглашений и об итогах коллективно-договорной кампании 2019 года не позднее 1 марта 2020 года.

5. Общероссийским (межрегиональным) профсоюзам добиваться включения в соглашения обязательств, обеспечивающих:

5.1. разработку отраслевых систем оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) дифференцированных по уровням квалификации, размеры компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, увеличении объема работ, расширении зон обслуживания, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, сверхурочной работе и др., а также размеры стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат);

5.2. мониторинг ситуации на рынке труда и прогнозирование потребности в рабочей силе на долгосрочный период в рамках определенного вида экономической и/или профессиональной деятельности;

5.3. развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также направление на опережающее профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, подлежащих высвобождению, за счет средств работодателей и государства;

5.4. вхождение представителей общероссийских (межрегиональных) профсоюзов в составы советов по профессиональным квалификациям, в том числе в смежных видах профессиональной деятельности;

5.5. профсоюзный контроль над разработкой и применением профессиональных стандартов с целью недопущения повышения интенсификации труда, необоснованного изменения трудовых функций работников, необоснованных увольнений или переводов на другую работу, снижения размера заработной платы;

5.6. принцип приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации;

5.7. ежегодную подготовку предложений по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности.

6. Территориальным объединениям организаций профсоюзов добиваться включения в соглашения обязательств, обеспечивающих:

6.1. в области экономической политики:

6.1.1. участие профсоюзов в разработке бюджетной политики, направленной на устойчивый экономический рост, увеличение инвестиций в инфраструктуру, высокотехнологичные отрасли, науку и социальную сферу, повышение уровня жизни граждан;

6.1.2.  согласованность тарифной и ценовой политики с динамикой денежных доходов населения;

6.1.3. участие представителей профсоюзов в региональных комиссиях по установлению регулируемых цен и тарифов с учетом экономически обоснованных затрат на персонал, установленных соглашениями в сфере социального партнерства и коллективными договорами.

6.2.    в области заработной платы:

6.2.1. установление региональными соглашениями о минимальной заработной плате размеров минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации в абсолютном выражении на уровне, превышающем величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе для работников бюджетного сектора экономики;

6.2.2. осуществление контроля за выполнением региональных соглашений о минимальной заработной плате всеми работодателями;

6.2.3. разработку методики исчисления величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации как величины, обеспечивающей удовлетворение необходимых материальных и духовных потребностей работника без учета семейной нагрузки.

6.3. в области занятости:

6.3.1. разработку региональных программ содействия занятости населения, направленных на сохранение и создание рабочих мест, предотвращение массовых увольнений, осуществление опережающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников за счёт средств государства и работодателей, финансирование внутрирегиональной мобильности граждан за счёт средств государства и работодателей;

6.3.2. осуществление мониторинга ситуации на рынке труда и прогнозирование потребности в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период;

6.3.3. приоритетное трудоустройство отечественных работников на вакантные рабочие места;

6.3.4. рассмотрение в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации вопросов о привлечении иностранных граждан, прибывших на территорию субъекта Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы и в порядке, не требующем получения визы; об установлении стоимости патента; о возможности установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности; об установлении на территории субъекта Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами; об установлении квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;

6.3.5. разработку и осуществление контроля над реализацией комплексных инвестиционных планов в моногородах;

6.3.6. разработку и реализацию мер по снижению численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений;

6.4. в сфере социального партнёрства:

6.4.1. установление критериев мотивированного отказа работодателей от присоединения к соглашениям, заключаемым на региональном и территориальном уровнях;

6.4.2. включение в инвестиционные договоры, заключаемые субъектом Российской Федерации с иностранным инвестором, условия о присоединении к действующим региональным трехсторонним соглашениям (в том числе к соглашению о минимальной заработной плате) и об участии в системе социального партнёрства;         

6.4.3. включение в региональные трехсторонние соглашения условия о регулярном (не реже одного раза в два месяца) проведении заседаний трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;

6.4.4. проведение переговоров по заключению региональных трехсторонних соглашений до формирования бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;

6.4.5. рассмотрение вопросов о ходе выполнения национальных проектов (программ), а также документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

6.4.6. создание электронных баз данных, содержащих действующие отраслевые соглашения, заключённые на региональном и территориальном уровнях, а также действующие коллективные договоры;

6.4.7. проведение конкурсов на лучший коллективный договор с подведением итогов и награждений на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

7. Секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР в письменном и/или электронном виде информацию о выполнении федерально-окружных соглашений и об итогах переговоров по заключению новых соглашений не позднее 1 марта 2020 г.

8. Секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах, вести мониторинг установления размера минимальной заработной платы по субъектам Российской Федерации и направлять его результаты в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР раз в полугодие.

9. Общероссийским профсоюзам и территориальным объединениям организаций профсоюзов направлять в течение 10 дней со дня регистрации тексты заключенных соглашений в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР.

10. Департаменту социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР обобщать и публиковать данные мониторинга установления размера минимальной заработной платы по субъектам Российской Федерации на сайте ФНПР.

Распечатать | Комментировать | Послать текст по почте


 
 
 



































Профсоюз помог
Другие примеры



Поиск по сайту:
Расширенный поиск

 
     
©
Федерация Независимых Профсоюзов России, 1991-2019г.
    Рейтинг@Mail.ru