25 ноября во втором чтении был принят проект федерального закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части
регулирования дистанционной и удаленной работы», а уже на следующий день
Государственная Дума РФ одобрила его в третьем чтении. Закон вступит в
силу с 1 января 2021 года.
Пандемия коронавирусной инфекции
серьёзно изменила формы занятости работников. Миллионы трудящихся были
переведены на удалённую форму работы. В условиях неблагоприятной
эпидемиологической обстановки было выявлено много проблем в сфере
регулирования трудовой деятельности дистанционных работников. Возникли
вопросы, связанные с режимом работы и оплатой труда.
По инициативе депутатов Государственной
Думы - членов межфракционной депутатской группы по взаимодействию с
профсоюзным движением «Солидарность» - была создана рабочая группа в
Комитете ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, которая
занималась подготовкой проекта федерального закона ко второму чтению. В
состав рабочей группы, наряду с депутатами, вошли представители сторон
социального партнерства: Федерации Независимых Профсоюзов России,
Российского союза промышленников и предпринимателей, Правительства РФ.
Рабочая группа подготовила ряд изменений
в Трудовой кодекс РФ, направленных на регулирование дистанционной
(удаленной) работы. Была серьезно переработана глава 49.1 Трудового
кодекса РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников».
Законопроектом наряду с дистанционной
работой на постоянной основе предлагается ввести временную дистанционную
работу на определенный срок - до 6 месяцев - и временную дистанционную
работу, выполняемую работником периодически.
Одна из важных новаций проекта
федерального закона - исключение возможности установления оснований для
расторжения трудового договора непосредственно в самом договоре. Теперь
трудовой договор с дистанционным работником может быть прекращен только
по основаниям, предусмотренным в Трудовом кодексе РФ.
Также представителям ФНПР удалось
добиться того, что труд дистанционных работников будет регулироваться не
только трудовым договором, но и соглашениями, коллективными договорами,
а также локальными нормативными актами, принятыми с учётом мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации.
Стоит отметить, что в случае перевода на
дистанционную работу, за работником сохраняются все гарантии по оплате
труда. Это указывается в законопроекте.
Согласно тексту проекта федерального
закона, время взаимодействия дистанционного работника с работодателем
включается в рабочее время. Работник будет обязан готовить отчеты,
отвечать на письма от работодателя и проводить с ним телефонные
переговоры исключительно в рабочее время.
Законопроект решает проблему обеспечения
работника необходимым для выполнения его трудовой функции
оборудованием. Обязанность по предоставлению техники,
программно-технических средств, средств защиты информации и других
средств возлагается на работодателя. При использовании работником
собственного оборудования работодатель должен компенсировать
соответствующие расходы.
Отдельная статья законопроекта
регламентирует временный перевод работников на дистанционную работу по
инициативе работодателя в исключительных случаях, не требующих согласия
работника. К данным случаям относятся: катастрофа природного или
техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на
производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и другие
чрезвычайные ситуации. При этом работодатель должен принять локальный
нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации.
В локальном нормативном акте
предусматривается указание одной из причин – случаев – перевода
работников; списка переводимых работников; срока такого перевода;
порядка обеспечения необходимым оборудованием за счет средств
работодателя; режима рабочего времени; порядка и способа взаимодействия
работников и работодателей и т.д. По окончании срока такого перевода
работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу,
предусмотренную трудовым договором.
В случае если перевод на дистанционную
работу работодатель обеспечить не может, то он вправе объявить простой
по причинам, не зависящим от работодателя и работника с оплатой согласно
части второй статьи 157 Трудового кодекса РФ.
Представители ФНПР настаивали на
обеспечении работникам оплаты труда за время простоя не по вине
сотрудника и работодателя в величине не ниже МРОТ. Однако эта инициатива
Федерации не нашла поддержки у правовых служб органов власти. По итогам
обсуждения, в законопроекте решили прописать, что простой оплачивается в
размере не меньше двух третей тарифной ставки или оклада.
ФНПР продолжит добиваться внесения изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ.
По материалам Департамента социально-трудовых отношений
и социального партнерства Аппарата ФНПР