VI съезд Росприродсоюза - состоялся!

 

ПРОГРАММА

действий Общероссийского профсоюза работников

природноресурсного комплекса Российской Федерации

на 2011-2015 годы

 

 Достойный труд, достойная заработная плата,  социальная безопасность и способная обеспечить их экономика – ключевые направления действия Общероссийского профессионального союза работников природноресурсного комплекса Российской Федерации (далее – профсоюз).

Идеологической  основой деятельности профсоюза является положение Конституции Российской Федерации о России как социальном государстве. Трудовой кодекс Российской Федерации ставит защиту трудовых прав работников в число приоритетных задач профсоюзов.

В этой связи, основной задачей  профсоюза является представительство и защита законных прав и интересов работников  природноресурсного комплекса Российской Федерации, содействие формированию цивилизованных социально-трудовых отношений.

Профсоюз выступает за построение трудовых отношений на принципах социального партнерства с органами власти и работодателями, основанного на уважение прав человека, взаимоприемлемом сочетании интересов наемных работников, работодателей и государства.

По-прежнему остро стоят вопросы регулирования трудовых отношений (правотворчество и правоприменение), а также контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Необходимость модернизации оборудования и технологий производства все чаще пытаются подменить механическим увеличением эксплуатации работников при одновременном фактическом снижении их доходов. Наблюдается уменьшение издержек и социально ответственных расходов, экономия на фонде оплаты труда.

В связи с этим Общероссийский профсоюз работников природноресурсного комплекса Российской Федерации проводит работу и добивается:

 

1.     В области защиты социально-трудовых и экономических прав и интересов работников

 

1.1. Реализации экономической стратегии, ориентированной на эффективные структурные изменения в экономике, обеспечивающие занятость работников природно-ресурсных отраслей, достойные рабочие места.

1.2. Непосредственного участия в реализации перспективных отраслевых программ развития природно-ресурсных отраслей Российской Федерации.

1.3. Создания системы твердых, единых, справедливых гарантий государства для производственно-экономической деятельности природноресурсных организаций всех форм собственности.

1.4. Реструктуризации долгов организаций, взаимозачета неплатежей и государственной задолженности, снижения ставок, списания пеней и штрафов.

1.5. Совершенствования взаимоотношений с органами федеральной и местной власти, общественными объединениями, в целях лоббирование интересов природноресурсных отраслей, их последовательного развития.

1.6. Обеспечения защищенности, гарантий трудящихся в процессе неплатежеспособности, банкротства, реструктуризации, изменении форм собственности предприятий.

1.7. Реального участия представителей профсоюза в управлении акционерными обществами, распределении прибыли, определении перспектив их развития.

1.8. Обязательного заключения и реализации отраслевых тарифных Соглашений и коллективных договоров предприятий и организаций. Повышения ответственности сторон социального партнерства за исполнение заключенных ими соглашений.

1.9.  Содействия заключению коллективных договоров во всех организациях природноресурсного комплекса Российской Федерации, где действуют первичные профсоюзные организации, уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров.

1.10. Конкретизации  обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников, осуществления контроля за их выполнением. Неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства.

1.11. Реализации мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, иных выплат, причитающихся работникам в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, справедливого распределения результатов труда.

1.12. Обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда.

1.13. Принятия и реализации законодательных и нормативных актов по совершенствованию заработной платы и полной занятости работников.

1.14. Принятия мер по профессиональной подготовке рабочих, специалистов, переподготовке рабочих кадров и повышению их квалификации, созданию условий для их профессионального роста и закрепления на производстве.

1.15. Повышения месячной тарифной ставки (оклада) работника до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, среднемесячной заработной платы выше минимального потребительского бюджета, доли фонда оплаты труда в себестоимости продукции до 30-35%.

1.16. Обеспечения индексации денежных доходов с учетом инфляции, роста стоимости жизни.

1.17. Погашения оставшейся задолженности по заработной плате работникам, гарантированной и своевременной  ее выплате, исключения случаев появления задолженности.

 

2. В области правовой защиты деятельности работников

 

2.1. Укрепления и совершенствования деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюза, увеличения численности правовых инспекторов.

2.2. Сохранения и расширения прав работников профсоюза при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации.

2.3. Совершенствования законодательства Российской Федерации о профсоюзах.

2.4. Повышения ответственности работодателей за правонарушениями в сфере труда.

2.5. Установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюза.

2.6. Создания специализированных трудовых судов по рассмотрению трудовых споров, внедрения институтов досудебного урегулирования коллективных трудовых споров.

2.7. Создания отраслевых депутатских групп в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  и законодательных органах власти субъектов Российской Федерации.

 

3.     В области обеспечения охраны труда, здоровья, быта и социальных гарантий

 

3.1. Обеспечения права работников на достойные, безопасные, благоприятные для здоровья условия труда и экологическую безопасность.

3.2. Улучшения условий труда на основе базовых конвенций МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» и гармонизация отечественных нормативных правовых документов по охране и гигиене труда в соответствии с требованиями стандартов МОТ и ВОЗ,

3.3. Принятия национальной программы по реализации Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008-2017 годы (принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения 23 мая 2007 г.), предусмотрев в ней комплекс социальных, экономических, организационных, технических, медицинских, гигиенических и других мер, направленных на минимизацию рисков нарушения здоровья, профилактику заболеваний и укрепление физического психического здоровья работников.

3.4. Принятия нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оценки качества оказания профпатологической помощи, медицинских регламентов допуска работников к тяжелой работе и работе с вредными и опасными условиями труда, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

3.5. Выполнения действующих законодательства об охране труда и окружающей среды, их  совершенствования и разработки новых.

3.6. Восстановления обязательного страхования от безработицы.

3.7. Приоритета обеспечения работникам природноресурсных отраслей льгот и компенсаций за тяжесть и опасность работы.

3.8. Системного подхода к организации работы по охране труда и снижению риска на предприятиях на основе базовых стандартов «ССБТ, Система управления охраной труда в организации».

3.9. Принятия государственной Программы по охране и улучшению условий труда, внедрения государственной системы управления охраной труда и на основе воссоздания ведомственного контроля за технической безопасностью производств – отраслевой системы управления охраной труда.

3.10. Ужесточения материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания на производстве.

3.11. Осуществления эффективного профсоюзного контроля за охраной и условиями труда, охраной окружающей среды, завершения организации на предприятиях совместных комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.12. Восстановления механизмов обеспечения санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.

3.13. Состояния и расширения гарантированных услуг в области культуры и спорта, предоставляемых населению государством бесплатно, ограничения платных услуг в этих сферах, оздоровления работников и членов их семей, доступности санаторно-курортного лечения, организованного отдыха.

3.14. Восстановления и сохранения сети детских оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, медсанчастей, здравпунктов, других объектов. Восстановления и развития санаториев-профилакториев и баз отдыха отраслей природноресурсного комплекса как системы предупреждения общей и профессиональной заболеваемости.

3.15. Улучшения условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, расширения охвата диспансеризацией всех категорий наемных работников, организации общественного питания на производстве

3.16. Оказания помощи трудовым коллективам и членам профсоюза, оказавшимся в зоне социального бедствия.

3.17. Определения в отраслевых тарифных соглашениях общих принципов, а в коллективных договорах – конкретных мер по социальной поддержке неработающих ветеранов труда организаций природноресурсного комплекса.

3.18. Содействия созданию на предприятиях условий, обеспечивающих профессиональный рост молодежи, решение жилищных и  других социальных проблем членов профсоюза.

3.19. Установления  комплексных мер, направленных на улучшение условий труда и быта женщин.

3.20. Установления уровня базовой части трудовой пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера.

3.21. Повышения эффективности профсоюзного контроля за полнотой и качеством предоставления социальных услуг.

 

4. В области организационного укрепления профсоюза, обеспечения защиты его прав

 

4.1. Укрепления профсоюзной  и солидарности единства, организованности профсоюза, исполнения принципов демократического централизма, повышения массовости и эффективности коллективных действий профсоюза.

4.2. Осуществления комплекса мер по интеграции и модернизации профсоюза, формированию рациональной профсоюзной структуры, обеспечивающей  эффективную защиту членов профсоюза и выполнение принимаемых решений.

4.3. Совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность профсоюза.

4.4. Демократизации профсоюзной жизни, обеспечения непосредственного участия членов профсоюза в решении вопросов деятельности профсоюзных организаций, активного и осознанного членства трудящихся в профсоюзе.

4.5. Сохранения и увеличения членских организаций профсоюза, совершенствования его структуры, вовлечения в профсоюз работников природноресурсного комплекса Российской Федерации, членских организаций и работников отраслевого профиля.

4.6. Укрепления кадрового состава профсоюзных работников и актива на основе совершенствования системы обучения, подготовки резерва кадров и проведения выборов.

4.7. Обязательного, непрерывного образования профсоюзных работников и актива с целью повышения профессионализма и ответственности профсоюзных кадров, компетентности и активности руководителей профсоюзных организаций, в том числе по вопросам ведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях природноресурсных отраслей всех форм собственности.

4.8. Включения в коллективные договора и тарифные соглашения, заключаемые профсоюзом, положений о защите выборных профсоюзных работников.

4.9. Совершенствования методов и форм профсоюзной работы, особенно в области заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений, проведения коллективных действий, отстаивание позиций профсоюза.

4.10. Участия профсоюза в формировании выборных органов государственной власти.

4.11. Усиления информационного обеспечения членов профсоюза о его действиях, мотивации профсоюзного членства, опыте работы членских организаций.

4.12. Совершенствования системы стимулирования труда профсоюзных работников и их социальной защиты.

 

5. В области финансовой политики

 

5.1. Финансовая политика профессионального союза направлена на:

совершенствование способов и методов пополнения профсоюзного бюджета;

реализацию его уставных функций, в первую очередь защитных;

обеспечение устойчивого финансового положения как первичных организаций, так и всех выборных органов профсоюза;

необходимую концентрацию средств для обеспечения уставных и коллективных действий профсоюза;

повышение исполнительной дисциплины в соблюдении финансовых обязательств по перечислению членских взносов в размерах, утвержденных соответствующими органами профсоюза;

совершенствование системы финансового контроля и усиления роли контрольно-ревизионных комиссий в проведении проверок своевременности и полноты поступлений членских взносов от профсоюзных организаций, а также расходования профсоюзных средств.

5.2. Финансовой основой профсоюза служат членские профсоюзные взносы, добровольно уплачиваемые членами профсоюза и являющиеся собственностью профсоюза.

5.3. Стратегической линией в финансовой политике профсоюза является увеличение концентрации средств в центральном и территориальных выборных профсоюзных органах.

5.4. Основными принципами финансовой политики профсоюза являются:

коллегиальность  в принятии решений по использованию профсоюзных средств и обязательность исполнения принятых решений всеми без исключения выборными органами профсоюза;

обязательная регулярная отчетность перед членами профсоюза и соответствующими выборными органами об использовании средств профсоюзных бюджетов;

самостоятельность использования средств профсоюзного бюджета профсоюзными органами в рамках установленных размеров и единой системы планирования нормативов;

единый принцип подхода к оплате труда освобожденных профсоюзных работников всех уровней.

5.5. Основные пути и средства реализации финансовой политики профсоюза:

уплата членских профсоюзных взносов безналичным или наличным путем (безналичная уплата осуществляется с согласия члена профсоюза по его письменному заявлению, оформляется через коллективный договор);

профкомы обеспечивают своевременный сбор членских профсоюзных взносов и ежемесячное их перечисление вышестоящим профорганам;

профорганы всех уровней продолжают переориентацию профсоюзных бюджетов на выполнение главных защитных функций профсоюза, постепенно уменьшают финансирование за счет профвзносов культурно-массовых, спортивных, оздоровительных и других мероприятий;

в рамках законодательных актов  принимают меры по поиску и привлечению дополнительных источников финансирования деятельности профсоюза;

профсоюзные органы всех уровней обеспечивают рациональное использование профсоюзных средств, установленную отчетность перед членами профсоюза, вышестоящими профорганами и государственными органами;

вышестоящие профорганы оказывают содействие нижестоящим в сборе и получении профсоюзных взносов, в т.ч. за счет принятия их на полное финансовое обслуживание, в составлении и правильной реализации смет профсоюзного бюджета, осуществляют контроль за использованием профсоюзных средств.

5.6. Профсоюз строит свою финансовую политику с учетом финансовой политики, утвержденной ФНПР, сохраняя единство форм и отчетности.

5.7. Размеры отчислений вышестоящим выборным профсоюзным органам определяются решением съезда или пленума Центрального Комитета  профсоюза ежегодно и являются обязательными для исполнения всеми профорганами.

5.8. При Центральном Комитете профсоюза могут формироваться общие профсоюзные фонды (солидарности, подготовки профсоюзных кадров, информационно-аналитический).

5.9. Решение съезда профсоюза о вхождении профсоюза в объединение профсоюзов (ФНПР, МОП и др.) обеспечиваются соответствующим финансированием  на основе уставов этих объединений и установленными размерами отчислений.

 

6. В области международной деятельности

 

6.1. Развития и расширения принципов солидарности и сотрудничества с правозащитными структурами зарубежными профсоюзов работников природно-ресурсных отраслей по вопросам защиты трудовых прав работников и прав профсоюзов в условиях глобализации экономики, растущей поляризации экономического состояния стран, роста трудовой миграции.

6.2. Участия профсоюза в деятельности отраслевого МОП и его организаций, развития и расширения двухсторонних связей центральных, республиканских, региональных и первичных организаций профсоюза с зарубежными профсоюзными организациями.

 

7. Заключительные положения

 

Реализация программы действий Общероссийского профсоюза работников природноресурсного комплекса Российской Федерации на 2011-2015 годы осуществляется на основе конкретных мероприятий, планов работы, принимаемых коллегиальными органами профсоюза работников природноресурсного комплекса Российской Федерации с учетом уточнений и дополнений, исходя из складывающейся обстановки в стране и отрасли.

В случае нарушения законов, принятых обязательств в отношении профсоюза, профсоюз организует локальные и коллективные акции протеста вплоть до забастовок.